Революция 1905-07 гг. в живописи

Революция 1905 года началась с «кровавого воскресенья» 9 января. Мирное шествие, возглавляемое священником Георгием Гапоном шло под царскими портретами и хоругвями. Прошение к царю было составлено в самых верноподданнических выражениях: «Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе… Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твоё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена". Царь «запечатлел». По официальным данным погибло 130 человек. Сколько на самом деле, можно только гадать.

В.Е. Маковский «9 января 1905 года на Васильевском острове»


В.А. Серов «Солдатушки, браво ребятушки, где же ваша слава?» Традиционно считается, что здесь запечатлен эпизод «кровавого воскресенья». Но есть и версия, что это изображение разгона демонстрации уже в октябре 1905 г. в Москве вблизи училища живописи, ваяния и зодчества. Картину художник подарил Максиму Горькому, вместе с которым входил в редакцию журнала «Жупел». С 1890-х годов выполнявший заказы царской семьи, Серов, после событий 9 января, отказался от почетного звания действительного члена Академии Художеств, президентом которой был великий князь Владимир, командовавший войсками столичного гарнизона.


И.А. Владимиров (1869—1947) Расстрел манифестации 9 января 1905

Протест моментально охватил всю страну:

Микула Селянинович тронулся!!! Автор этого произведения 1905 года, к сожалению, остался неизвестным. Что достаточно понятно по тем временам. Сама же карикатура была напечатана в журнале «Ворон» №1 за 1906 г. Но ... в продажу не поступил, поскольку сразу же был конфискован за эту карикатуру и стихотворение «Освобожденный Прометей». Издатель — Васин Николай Актимович (-1934) был приговорен к одному году крепости, но ... революция еще полыхала ... сразу же приговор был отменен Сенатом.


Г.Н. Горелов (1880—1966) «Разгром помещичьей усадьбы в 1905 году» (1925)

Наибольшей угрозой для царизма мог бы стать переход армии на сторону революции. Но это произойдет только в феврале 1917 года. Тем не менее солдатских выступлений было немало. Наиболее известное из них — восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»


Александр Белый Броненосец «Потемкин» в Одессе в июне 1905 года (1930)

Наивысший подъем революции пришелся на осень-зиму 1905 — начала 1906 годов.

Г.К. Савицкий (1887—1949) «Всеобщая железнодорожная забастовка»

Всеобщая октябрьская стачка 12-18 октября 1905 г. вынудила Николая II издать 17-го октября Манифест, провозглашавший определенные «демократические» свободы, от созыва избираемой населением Думы до свободы печати, собраний и т.д. Это вызвало восторг у некоторой части либеральной оппозиции, посчитавший его венцом революции.

Так изобразил его в своей картине «17 октября 1905» Илья Репин.

Но «венец» оказался формальным. Дума избиралась по «бесстыжему закона», свобода слова находилась под жесткой цензурой, а репрессии и расстрелы отнюдь не пошли на спад. Такие «свободы» вызывали больше сарказма, чем похвалы. А революция продолжалась, приведя к баррикадным боям в Москве в декабре месяце. Наиболее ожесточённое сопротивление оказала рабочая Пресня — последний оплот восставших.

Г.К. Савицкий «Бой у Горбатого моста на Пресне»


И.А. Владимиров «Баррикада на Пресне»

Итог первого года революции можно подвести картинами В.А. Серова
В.А. Серов «После усмирения»


В.А. Серов «Виды на урожай 1906 года»


Добавить комментарий